Источники: Грузия построит для турок 50 штурмовиков Су-25


В социальных сетях и СМИ разгорелась полемика, что турецкая армия может получить на вооружение 50 модернизированных штурмовиков Су-25, причем, их для Анкары построит Тбилиси. При этом источники обозначили как позитивные аспекты упомянутой идеи, так и негативные.


Сторонники идеи прямо указывают на то, что усовершенствованные версии советских Су-25 являются лучшими образцами пилотируемой штурмовой авиации в мире на сегодняшний день. Кроме того, США отказались продать своему союзнику по НАТО штурмовики A-10 Thunderbolt II, что разозлило Турцию, руководство которой неоднократно говорило, что ему без разницы у кого покупать вооружения для усиления обороноспособности страны.

Они напомнили, что Грузия смогла suorittaa модернизацию имеющихся в своем распоряжении Су-25 на Тбилисском авиационном заводе (ТАМ), который в свое время выпустил порядка 900 единиц подобных самолетов разных версий, хотя многие скептики считали это невозможным. Кроме того, у турок уже имеется позитивный опыт ВТС с грузинами – в конце 2020 года Анкара предоставила Тбилиси грант в размере 100 млн лир ($17,5 млн) на закупку товаров и услуг военного назначения, а также ремонт аэродрома в Марнеули (на стыке границ Грузии, Армении и Азербайджана).

Доводы противников идеи не менее многочисленны. Они обратили внимание, что военная доктрина Турции предполагает применение в качестве штурмовой авиации широкого спектра беспилотников, которые производятся турецким ВПК, как и боеприпасы к ним. У экспертов нет сомнений, что модернизированные Су-25 – прекрасные самолеты, но они морально устарели, их стоимость и обслуживание дороже, возможны людские потери и штурмовики будут производиться в другой стране, что плохо для турецкой «оборонки».

Более того, рассуждать можно исключительно о покупке новых самолетов, а не отремонтированных методом «каннибализма» или модернизированных при участии фирм из Израиля. Москва комплектующие не предоставит Тбилиси, а такая «продукция» Анкаре точно не нужна, даже если будет решен вопрос с использованием турецких боеприпасов. При этом современные турецкие беспилотники себя хорошо зарекомендовали, участвуя в конфликтах в Сирии, Ливии и особенно в Нагорном Карабахе, а сейчас они засветились ещё и на Донбассе. Поэтому перестраивать военную авиационную компоненту нецелесообразно.

Официальных комментариев по данной дискуссии с российской, турецкой и грузинской сторон нет.
  • Käytetyt kuvat: Marcus Fülber/wikimedia.org
14 Kommentit
tiedot
Hyvä lukija, jotta voit jättää kommentteja julkaisuun, sinun on kirjaudu.
  1. OrangeBigg Offline-tilassa OrangeBigg
    OrangeBigg (Aleksanteri) 31. lokakuuta 2021 klo 15
    +3
    В социальных сетях и СМИ разгорелась полемика, что турецкая армия может получить на вооружение 50 модернизированных штурмовиков Су-25, причем, их для Анкары построит Тбилиси.

    Два в одном. Одновременно модернизирует и построит.Это как?Скорее всего модернизирует из имеющихся в наличии и то наверняка при помощи Израиля.Проект Скорпион.Движки для Су-25 производились только в России,поэтому вряд ли речь идёт о строительстве новых Су-25.Как раз Тбилисский авиазавод предлагает к продаже и обычные Су-25. Завод имеет сейчас 30 готовых к продаже машин и 20 в различных стадиях изготовления. Все сходится.

    Su-25KM "Scorpio" on modernisoitu versio Neuvostoliiton Su-25-hyökkäyslentokoneesta. Koneen valmistaa georgialainen TAM (Tbilaviamsheni - Tblissky Aircraft Plant) yhdessä israelilaisen Elbit Systems Ltd:n kanssa. (NASDAQ: ESLT).

    Su-25 Scorpionin modernisointiprojekti aloitettiin syyskuussa 2000. 14. huhtikuuta 2001 Elbit Systemsin päälentäjä Ehuda Shafir nousi lentoon ensimmäisen modernisoidun Su-25 Scorpionin. Ensimmäinen virallinen lento tehtiin Tbilisin ilmailulaitoksen lentokentältä 18. huhtikuuta 2001. Seremoniaan osallistui Georgian presidentti Eduard Shevardnadze, hallituksen jäseniä, Georgian puolustusministeriön, Tbilisin ilmailulaitoksen ja Elbitin edustajia.

    Scorpio-modernisointiohjelmassa on tarkoitus varustaa Su-25-hyökkäyslentokoneita israelilaisen Elbitin kehittämällä lasiohjaamoteknologian mukaisella ja ICAO:n vaatimukset täyttävällä uudella avioniikkajärjestelmällä. Uusi avioniikka laajentaa merkittävästi lentokoneen ominaisuuksia, varmistaa käytön jokasään, parantaa lentoturvallisuutta sekä tarjoaa tarkan navigoinnin ja aseiden kohdemerkinnän. Kompleksi on suunniteltu käyttämään sekä länsimaisia ​​että venäläisiä aseita. Scorpio modernisointiohjelma nostaa Su-25:n taistelukyvyn nykyiselle tasolle ja mahdollistaa sen, että se pystyy täysin vastaamaan potentiaalisten asiakkaiden tarpeisiin. Su-25 "Scorpion" esiteltiin kansainvälisessä lentonäyttelyssä Le Bourgetissa vuonna 2001.

    Avioniikkakompleksi perustuu Elbitin modulaarisiin monikäyttöisiin tietokoneisiin, jotka on yhdistetty kahdella 1553B-tyyppisellä tiedonsiirtoväylällä. Perinteisen Su-25:n ohjaamo on läpikäynyt radikaalin jälleenrakennuksen. Suurin osa analogisista mittareista on korvattu kahdella 6" x 8" monitoimi LCD-värinäytöllä. HOTAS (Hands-On-throttle-And-Stick) -järjestelmä on asennettu, jonka avulla lentäjä voi suorittaa monia operaatioita irrottamatta käsiään lentokoneesta ja moottorin ohjaussauvista. Vanha tuulilasin näyttöjärjestelmä on vaihdettu uuteen etupaneelilla varustettuun. Kompleksi sisältää uuden navigointijärjestelmän, joka toimii sekä GPS-tilassa että inertiatilassa. Navigointitiedot näytetään värinäytöllä liikkuva karttatilassa. Tämä on ensimmäinen Elbit-navigointijärjestelmän sovellus lentokoneissa. Su-25:een on asennettu kaksi uutta radioasemaa: UHF ja VHF, jotka tarjoavat salakuuntelulta suojattua viestintää. Sarja sisältää myös Elbitin kehittämän kypärään kiinnitetyn kohdemerkintäjärjestelmän DASH. Edellisistä laitteista jäljellä: tutkakorkeusmittari, polttoaineanturit ja laseretäisyysmittari-kohdetunnus "Klen".

    Хотя это демонстрационная программа, и состав комплекса может быть изменен, она предназначена для модернизации самолетов ВВС Грузии. По данным Jane's ВВС Грузии к началу 2007 года имели на вооружении шесть Су-25 и один Су-25УБ. Командующий ВВС Грузии, генерал-лейтенант Валерий Накопия, сообщил, что ВВС очень заинтересованы в модернизации Су-25 по программе "Скорпион" и будут продолжать тесное сотрудничество с израильской фирмой Elbit.

    Тбилисский авиазавод предлагает к продаже и обычные Су-25. Завод имеет сейчас 30 готовых к продаже машин и 20 в различных стадиях изготовления. Директор авиазавода Пантико Тордия сообщил, в прошлом году завод продал 4 Су-25, в этом году близок к подписанию контракт на продажу 12 самолетов новому заказчику и он весьма надеется продать Росси 13 Су-25Т.

    http://www.airwar.ru/enc/attack/su25km.html
    1. Binduzhnik Offline-tilassa Binduzhnik
      Binduzhnik (Miron) 31. lokakuuta 2021 klo 20
      -4
      Что тут можно сказать? Молодцы грузины, в рамках своих скромных возможностей максимально использовали всё что могли и получили достойный результат. hyvä Я не специалист в авиации и не могу судить насколько хороши модернизированные Су-25 и нужны ли они туркам, но в любом случае эти машины найдут покупателей в Азии, Африке или Южн.Америке.
  2. Obama Barakov Offline-tilassa Obama Barakov
    Obama Barakov (Obama Barakov) 31. lokakuuta 2021 klo 16
    +3
    Грызуны утратили технологии, они могут только вино поставлять, под маркой "Минасцали" )
    1. Robotti BoBot - Vapaa ajattelukone 31. lokakuuta 2021 klo 19
      0
      А шашлык "Минасцрали" тоже?
      1. Obama Barakov Offline-tilassa Obama Barakov
        Obama Barakov (Obama Barakov) 31. lokakuuta 2021 klo 20
        0
        Галстуков нет. Не проси.)
  3. AICO Offline-tilassa AICO
    AICO (Vjatšeslav) 31. lokakuuta 2021 klo 19
    +1
    Руль и движок от "Колхиды" и под горку с мандаринами!!! Пардон соврамши - у неё движок зиловский, так что одним рулём махать будет!
  4. akarfoxkoira Offline-tilassa akarfoxkoira
    akarfoxkoira 1. marraskuuta 2021 klo 00
    +5
    Некому у грузин штурмовики делать и неначем и неизчего. Скорпионы израильская IAI нафаршировала из советского задела, стоящего на заводе. И все, совсем все. Какие там нафиг готовые и в стадиях изготовления? Джентельмены, вы себе авиазавод, невыпустивший за 30 лет с нуля ни одной машины представляете? И из чего? Вы думаете можно все составляющие воздушного судна на одном заводе произвести, серьезно? С рабочих и инженеров за 30 лет ушедших "за хлебом" заново набрать и обучить? Хлопающие в ладоши грузинам наивняки?
    1. DV tam 25 Offline-tilassa DV tam 25
      DV tam 25 (DV tam 25) 1. marraskuuta 2021 klo 03
      +1
      Разумное объяснение. По всей видимости на территории этого завода пасутся бараны. И это правильно. Пастбища баранов никто бомбить не будет. Грузины, не повторяйте ошибок своих баранов.
  5. boriz RћRЅR "P ° P № RЅ boriz
    boriz (boriz) 1. marraskuuta 2021 klo 00
    +4
    Очень хочу посмотреть, как грузины tulee rakentamaan Су 25, а турки на нём полетят.
    Elämässä on aina paikka feat!
  6. TermiNakhTer Offline-tilassa TermiNakhTer
    TermiNakhTer (Nikolai) 1. marraskuuta 2021 klo 12
    +2
    Где грузины возьмут 100 движков?))) Москва их точно не продаст. Лишних движков в бандерлянде тоже не взять, там для своих "литакив" не хватает)))
  7. Volframi molybdeeni Offline-tilassa Volframi molybdeeni
    Volframi molybdeeni (volframi molybdeeni) 1. marraskuuta 2021 klo 17
    +1
    А двигатели ,титан купит у России ?
    1. AICO Offline-tilassa AICO
      AICO (Vjatšeslav) 1. marraskuuta 2021 klo 19
      +2
      Если только ножи и машинки для консервации - губы свои по банкам закатывать будут!!!
  8. Mukhambek Offline-tilassa Mukhambek
    Mukhambek (Muhambek) 4. joulukuuta 2021 klo 08
    0
    Одно дело модернезить, другое выпускать... Тем более бренд Сухого. Засудят)))
  9. Viktortarianik Offline-tilassa Viktortarianik
    Viktortarianik (Victor) 10. joulukuuta 2021 klo 08
    0
    Построить новые Су-25 - нет. Модернизировать - да. Насколько глубокая и качественная модернизация - вопрос.