Länsimaiden pakotteet ovat vaikeuttaneet venäläisten helikopterien tuotantoa


Отказ западных производителей поставлять в Россию комплектующие стал болезненным ударом для отечественного авиастроения. Пострадали не только пассажирские лайнеры «Суперджет-100» и МС-21, изначально ориентированные на широкую международную кооперацию, но и несколько проектов в области вертолетостроения. Оказывается, в рамках импортозамещения нам теперь придется преодолевать зависимость не только от украинского «Мотор Сич», но и от европейских, и даже от канадских поставщиков.


Речь идет сразу о трех российских вертолетах, на которых устанавливаются иностранные силовые установки. Это легкие вертолеты «Ансат», Ка-226Т и перспективный VRT500. На «Ансате» и VRT500 используются двигатели PW207V производства Pratt & Whitney Canada (это канадское подразделение известной американской компании, формально считающееся независимым). С многоцелевым вертолетом Ка-226 все еще сложнее. В базовой версии он оснащался двигателями Allison / Rolls-Royce, а сейчас на него устанавливаются два газотурбинных двигателя Arrius 2G1 от компании Safran Helicopter Engines. И, естественно, после 24 февраля 2022 года наши зарубежные партнеры дали понять, что поставок и технического обслуживания их продукции больше не будет.

Это представляет собой достаточно серьезную проблему. Многоцелевой вертолет Ка-226 эксплуатируется Вооруженными силами РФ, МЧС, ФСБ, Росгвардией, ГУВД Москвы, дочерней структурой «Газпрома», а также медицинскими учреждениями. Кроме того, большой интерес к винтокрылой машине проявили ВС Индии. Имеется соглашение об организации в Индии совместного предприятия по производству вертолетов данного типа. В России производство Ка-226 осуществляется на предприятии КумАПП в Башкортостане.

«Ансат» – это легкий многоцелевой вертолет, разработанный КБ «Казанского вертолётного завода» (КВЗ) и производимый в столице Татарстана. Летательный аппарат может быть использован для перевозки пассажиров, доставки грузов, патрулирования, поисково-спасательных операций, но наиболее востребованным оказался в сфере оказания экстренной медицинской помощи. Вертолет «Ансат» с медицинским модулем активно эксплуатируется оператором медицинских вертолётов компанией АО «Русские вертолётные системы».

Перспективный легкий вертолет VRT500 пока еще не производится. Он спроектирован по соосной системе и должен иметь несколько конфигураций: пассажирский, для перевозки VIP-пассажиров, корпоративный, полицейский, медико-эвакуационный и грузовой. Помимо использования иностранного двигателя, предполагалось задействовать в производстве вертолета VRT500 итальянскую авиационную компанию «Mecaer Aviation Group» и французскую «Liebherr-Aerospace Toulouse SAS». В общем, в проекте явно произойдут существенные корректировки.

И вот теперь в одночасье все три российских вертолета, два серийных и один перспективный, оказались без поставок новых двигателей и обслуживания уже имеющихся. Это создает довольно серьезную проблему для отрасли, поскольку здесь и сейчас заменить иностранные силовые установки отечественными не на что. Однако хорошая uutisia состоит в том, что уже имеется определенный задел, который позволит импортозаместить двигатели в горизонте нескольких ближайших лет.

Сделают у нас


На замену канадскому PW207V производства Pratt & Whitney Canada АО «ОДК-Климов» и другие предприятия ОДК ведут работу по созданию перспективного двигателя ВК-650В. Силовая установка мощностью в 650 лошадиных сил будет устанавливаться на вертолеты легкого класса Ка-226Т, «Ансат» и VRT500. Двигатель проектировался с учетом всех современных требований, чтобы быть конкурентоспособным на мировом рынке. При весе в 105 килограммов ВК-650В сможет функционировать на высоте до 7 км в диапазоне температур от -55 до +60 градусов Цельсия, а сам вертолет сможет лететь в чрезвычайном режиме в течение 2,5 минут с одним выключенным двигателем.

Разработка силовой установки началась в 2018 году в широкой отраслевой кооперации. В 2020 был создан демонстратор, в 2021 году успешно прошел запуск с розжигом камеры сгорания. В следующем 2023 году планируется сертификация и начало серийного производства.

Между тем, в ОДК рассматривают и еще один вариант для ремоторизации российских легких многоцелевых вертолетов. Это двигатель ВК-800, работа над которым началась еще два десятилетия назад, был сделан значительный teknologinen задел, но в середине двухтысячных дело заглохло, когда увлеклись «международной кооперацией». Мощность этой перспективной силовой установки составляет 800 лошадиных сил, и он имеет две модификации: турбовинтовой ВК-800С для легких самолетов и БПЛА и турбовальный ВК-800В для вертолетов.

Есть немалая вероятность, что ВК-800 будут устанавливаться не только на легкий самолет ЛМС 901 «Байкал» в рамках программы импортозамещения, но и на вертолет «Ансат», о чем разработчики подумывали с самого начала. Очевидно, что все будет зависеть от реальных объемов спроса и производства.
8 Kommentit
tiedot
Hyvä lukija, jotta voit jättää kommentteja julkaisuun, sinun on kirjaudu.
  1. Bulanov Offline-tilassa Bulanov
    Bulanov (Vladimir) 29. maaliskuuta 2022 klo 15:38
    +5
    Западным производителям вообще веры нет после "Мистраля" и "Сименса". Это не добросовестные партнеры, а кидалы. Всю линейку основных машин нужно производить у себя. Может теперь это будет понятно?
    1. Marzhetskiy RћRЅR "P ° P № RЅ Marzhetskiy
      Marzhetskiy (Sergey) 29. maaliskuuta 2022 klo 15:51
      -1
      Эх, https://ria.ru/20220329/deystviya-1780680625.html
  2. zloybond Offline-tilassa zloybond
    zloybond (arkkususi) 29. maaliskuuta 2022 klo 16:13
    +1
    В общем все под фанфары и с помпой так гремело. Реклама, тосты -а оказывается вот оно как.... эфективные менеджеры делали ставку не на Россию и ее экономику а продали душу доллару и евро.
  3. 123 Offline-tilassa 123
    123 (123) 29. maaliskuuta 2022 klo 17:03
    0
    21 ИЮЛЯ 2021
    ОДК начала второй этап испытаний двигателя-демонстратора ВК-650В

    На данный момент завершен промежуточный этап испытаний двигателя-демонстратора ВК-650В, проведена первая часть автономных испытаний узлов, получены уточненные характеристики и стартовал второй этап испытаний двигателя-демонстратора. Далее АО «ОДК-Климов» планирует перейти к инженерным испытаниям опытных образцов, в ходе которых будет выполнена предварительная проверка заложенных в двигатель характеристик и подготовка к зачетным испытаниям.

    https://rostec.ru/news/odk-nachala-vtoroy-etap-ispytaniy-dvigatelya-demonstratora-vk-650v/
  4. lance vocirob Offline-tilassa lance vocirob
    lance vocirob (lance) 29. maaliskuuta 2022 klo 18:28
    0
    да вот нет никаких проблем. логистикой надо заниматься. вертолеты все могут быть укомплектованы двигателями рф. другой вопрос:- развертывание производства из штучных в серийное производство.
  5. Antor Offline-tilassa Antor
    Antor 29. maaliskuuta 2022 klo 20:46
    +1
    Понятно одно-кого то очень устраивал этот компот ЛЕГО из импортных деталей!! Никто не думал о завтрашнем дне,о безопасности и надежности поставок этих деталей,моторов и т.д.-и вот когда грянуло то,о чем не раз говорили -по угрозой целые проекты и весьма перспективные самолеты и вертолеты. Верю,что все преодолеем,у нас талантливый народ,но это потребует огромного напряжения и сил и естественно времени.....!!! Доверятся Западу в его извечной ненависти и желанию стереть нашу страну в порошок,захватив наши богатства-это просто недопустимо было тогда, и просто недопустимо сейчас. Нам нужна своя техническая политика,свои заводы и свои детали,хватит надеяться на амеров и их послушных русофобских сателлитов,нам надо развивать свою страну и давать работу своим людям. Разобраться надо и с тем,как мы дошли до жизни такой и убрать неэффективных, уверен корыстных манагеров, прикормленных Западом и по факту развивающих чужие отрасли и компетенции,вместо того,чтобы делать это на собственных, отечественных производствах.
    Рынок все исправит....надеюсь все наелись этим беспределом санкций и отсутствием каких-либо гарантий по обязательствам со стороны иностранных компаний.!!???
  6. 1_2 RћRЅR "P ° P № RЅ 1_2
    1_2 (Ankat lentävät) 29. maaliskuuta 2022 klo 23:14
    0
    если западные компании нарушили договор или не поставили оплаченную продукцию, тогда росс суд должен наложить штраф, и в счет штрафа изъять собственность компании страны нарушителя, например Кока колу , за не поставленные движки для МС21
  7. Omas Bioladen Offline-tilassa Omas Bioladen
    Omas Bioladen 18. huhtikuuta 2022 klo 23
    0
    Da Europa bald kein Sprit, Gas, Öl, Kerosin und Benzin meh rhat werden alle Ihre Autos,Maschinen und Flugzeuge unbrauchbar und man kann die Motoren auf Baidu, Alibaba und dem Schwarzmarkt kaufen.